Развитие трамвая до периода появления троллейбуса
Первой линией по которой пошёл электрический трамвай была Немецкая линия по улице Немецкой, произошло это в 1908 году.
Одна из девяти дореволюционных линий (Дачная), шедшая на северо-запад, отображена и в нынешней топонимике города — микрорайоны, расположенные вдоль нее, носят названия, происходящие от трамвайных остановок — 1-я Дачная, 2-я Дачная и т. д. до 11-й Дачной. Маршруты именовались по названиям улиц или направлению движения. Так, через нынешнюю улицу Волжскую проходила Немецкая линия – с берега Волги (от Бабушкина взвоза) до Ильинской улицы и от Вольской до железнодорожного вокзала.

В конце 1909 года в городе работало 9 маршрутов трамвая, общая протяженность сети составляла 35 км. Согласно условиям контракта, скорость в городе не должна была превышать скорость 16 км/ч, а за городом не меньше 20 км/ч.

Трамвай стал чрезвычайно популярен. Им пользовались все слои общества: солидные господа, крестьяне, студенты, духовенство. Все его любили. Новые здания стремились строить рядом с трамвайными линиями. Например, Крытый рынок, Главпочтамт и т.д.

В 1-м классе, то есть внутри вагона, за проезд взымалось 5 копеек. Во 2-м классе, то есть на площадке вагонов, за проезд взымалось 3 копейки, за исключением протяжённых линий, которые имели промежуточную станцию посредине маршрута.

Вечером оплата за проезд была двойной, после 22.00.
Трамвай в городе говорил о статусе города! К примеру первый трамвай в Российской империи появился в Киеве в 1892 году, в 1896 году появился трамвай в Нижнем Новгороде, в Москве в 1899, в 1902 году в Ростове-на-Дону, в Петербурге в 1907 и Саратов в 1908 году.

Саратов был шестым городом в России у кого появился такой статусный вид общественного транспорта!

Летом 1910 года была открыта уникальная Дачная линия, которая большей часть пролегла за городом. От угла Московской и Астраханской улиц, а также от городского театра, трамваи возили жителей города к летним дачам и кумысному санаторию. Проезд на трамвае Дачной линии стоил 20 копеек.

К 1917 году длина эксплуатируемых трамвайных линий (11 линий, 9 маршрутов) составляла 71,6 км.

К концу 1920-х годов произошли большие изменения. Ремонтировались пути, была капитально отремонтирована электростанция, началась постройка нового депо. В новом государстве – СССР, началось производство трамвайных вагонов, которые поставлялись в Саратов. Были открыты новые трамвайные маршруты за линию железной дороги (ныне маршруты 9 и 10).

В 1930-е годы открылись маршруты на СХИ и Крекинг, к 1940 году на линии выходило 135 вагонов. В 1935 году в городе появляются первые автобусные маршруты. Перевозили жителей города автобусы марок АМО, ГАЗ-03-30, ЗИС-16 и ЗИС-8.

К 1940 году пассажиров обслуживали 15 трамвайных и 4 автобусных маршрута. После войны на маршруты выпускалось 20 вагонов из 167, числившихся в трампарке, работало всего 9 из 15 маршрутов. Началось восстановление трамвайного хозяйства. За первые два года было отремонтировано полсотни трамвайных вагонов, и около десятка километров трамвайных путей. К 1950 году были достигнуты довоенные показатели по перевозкам.

В 1951 году в Энгельсе начинают производить новый тип транспорта троллейбусы. В этом же году было принято решение убрать трамвайные рельсы с улицы Московской и заменить трамваи на троллейбусы.
В 1952 году по улице Московской ( Ленина) начинают ходить троллейбусы.

Открытие троллейбуса приурочили к 35-летию со дня Октябрьской революции. 6 ноября 1952 года на первый троллейбусный маршрут «Вокзал – площадь Революции» вышло пять троллейбусов марки МТБ-82Д.