Архитектурный стиль – советский модернизм!
Советский модернизм – стиль, утвердившийся в архитектуре СССР в 1956–1991 гг. Автором самого термина «советский модернизм» является один из главных и известнейших его представителей – архитектор Феликс Новиков. Становление стиля связано с процессами десталинизации 1950-х гг., но прежде всего – с развитием массового жилищного строительства в СССР, запущенного жилищной реформой Н.С. Хрущева. После того, как в декабре 1954 г. Н.С. Хрущев произнес свою речь с жесткой критикой «архитектурных излишеств» на Втором Всесоюзном совещании строителей, а 4 ноября 1955 г. было принято знаменитое постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», началась массированная кампания по борьбе с «излишествами».
Обосновывались эти меры острейшим жилищным кризисом в СССР (на душу населения в среднем в 1955 г. в стране приходилось 4 кв. м жилой площади). «Козлами отпущения» снова, как и в 1930-е гг., были объявлены архитекторы (но никто из них в этот раз уже жизнью не поплатился). Тем не менее до начала 1960-х гг. доминирующим стилем советской архитектуры все еще оставался сталинский ампир, постепенно подвергавшийся упрощению. Возникали образцы архитектуры переходного стиля, сочетавшие в себе неоклассическую композицию и модернистские приемы (например, реконструированный Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге, а в Саратове – также реконструированное здание цирка). В то же время в 1956 г. на окраине Москвы началось строительство экспериментального района Новые Черемушки, в котором впервые были применены новые типовые проекты пятиэтажных жилых зданий, а 31 июля 1957 г. было принято еще одно важное для становления стиля постановление – «О развитии жилищного строительства в СССР». Первым же крупным общественным зданием, построенным в стилистике советского модернизма, стал Кремлевский дворец съездов в Москве (1960–1961 гг., архитекторы М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер и др.).

Для советского модернизма характерны в основном прямые линии, строгий функционализм решений, в основном применение сборных железобетонных конструкций, ленточного или сплошного остекления, высочайшая степень типизации проектов, индустриальные методы строительства, применение экономичных строительных и отделочных материалов. В качестве украшений зачастую применялись монументальные мозаики, рельефные панно, сграффито, витражи.

Уже в сталинский период истории СССР архитектура становилась коллективным творчеством, а в позднесоветский период уже практически все крупные сооружения проектировались крупными коллективами проектных институтов или их конкретных мастерских, поэтому здесь назовем прежде всего самые яркие здания, а потом уже персоналии. Это Дворец пионеров на Воробьевых горах (Ф.А. Новиков, В.С. Кубасов, художник-монументалист Е.М. Аблин и др.), проспект Калинина (Новый Арбат) (архитекторов (М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Г.В. Макаревич, Б.И. Тхор и др.), Центр международной торговли (М.В. Посохин, В.С. Кубасов, П.И. Скокан и др.) в Москве, Ленинский мемориал в Ульяновске (ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений во главе с Б.С. Мезенцевым), комплексная застройка города Зеленоград и многое-многое другое.

Стадион Кристалл
Рынок Губернский
Бывший кинотеатр Пионер
Волжский дом быта
Сенной рынок