Однако с конца 1920-х гг., с усилением позиций И.В. Джугашвили–Сталина в большевистском руководстве, позиция государства в отношении этих объединений начала становиться все более агрессивной – происходило становление советского тоталитаризма и оно больше не могло мириться с наличием каких бы то ни было независимых объединений. После апрельского постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» независимые объединения архитекторов были фактически разгромлены и создан Союз советских архитекторов (ССА). Авангардные эксперименты больше не приветствовались партией, и архитекторам теперь приходилось следовать ее предпочтениям и, в частности, вкусам лично И.В. Сталина. Архитекторы приспосабливались к этим новым реалиям, и возник переходный стиль – постконструктивизм (мы еще поговорим о нем отдельно в контексте архитектуры Саратова). Направление движения недвусмысленно было подсказано архитекторам партией тогда же, посредством архитектурного конкурса на постройку Дворца Советов в Москве, в котором победил неоклассический проект Б.М. Иофана. Пять лет длился процесс подчинения архитекторов воле партии. В 1937 г. он завершился Первым Всесоюзным съездом советских архитекторов, в ходе подготовки к которому, в частности, были расстреляны за «троцкизм» бывшие видные конструктивисты М.А. Охитович и С.А. Лисагор (последний – автор в том числе дома-коммуны «Рабочий» на ул. Провиантской в Саратове). С этих пор и до середины 1950-х гг. в советской архитектуре безраздельно стала доминировать неоклассика. Виднейшими ее представителями стали А.В. Щусев, И.В. Жолтовский, уже упомянутый Б.М. Иофан, С.А. Чернышев, К.С. Алабян, В.А. Щуко, А.Н. Душкин и др.
К архитектурным принципам советского неоклассицизма относится прежде всего ордерная система с использованием форм пяти ордеров (дорического, ионического, коринфского, композитного и тосканского), которая была систематизирована еще А. Палладио в XVI в. Другой принцип: симметрия, геометричность, лаконичность форм и линий, выраженная статичность здания, визуальная завершенность, которая не предполагала дальнейших изменений. По большей части советский неоклассицизм ориентировался на достижения русского классицизма, одной из главных его идеологем было «освоение классического наследия».