Идейной базой русского стиля было представление о незавершённости развития национальной традиции, прерванного европеизацией в эпоху императора Петра I. Основными представителями стиля были архитекторы А.М. Горностаев (Валаамский монастырь, Успенский собор в Хельсинки), А.И. фон Гоген (Мемориальный музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге), Н.В. Никитин (Погодинская изба), А.Н. Померанцев (Верхние торговые ряды в Москве, ныне ГУМ), М.Т. Преображенский (Торговые ряды Заиконоспасского монастыря в Москве), И.П. Ропет (баня-«теремок» в Абрамцеве), Н.В. Султанов (собор Петра и Павла в Петергофе), Д.Н. (здание Городской думы в Москве, ныне музей Отечественной войны 1812 г.) и М.Н. Чичаговы (драматический театр в Самаре) и др. Они обращались к русскому зодчеству XVI–XVII вв., чтобы вернуть архитектуру на стезю «самобытности» – использовали в своем творчестве мотивы шатрового зодчества, русского узорочья. Многие из них также систематически занимались исследованием и реставрацией древнерусских памятников. Одной из ключевых построек стиля, помимо уже названных, является также Храм Воскресения Христова на крови (Спас на крови) в Санкт-Петербурге (архитектор А.А. Парланд). Русский стиль играл репрезентативную функцию в проектах павильонов России на Всемирных выставках и выстроенных за рубежом православных храмов (самый известный – храм-памятник Рождества Христова на Шипке в Болгарии).