В СССР он приходит с запозданием – в 1980-е гг., постепенно развиваясь на фоне и, можно сказать, в русле перестройки. Наиболее же динамично эта стилистика стала развиваться уже в постсоветской России в 1990-е гг., толчком к чему стало восстановление рыночных экономических отношений в стране.
Программным позициям модернизма новый стиль противопоставил эстетический плюрализм, культивировал слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат из прошлого, коллажа, культурных символов. Обращаясь ко многим историческим источникам, архитекторы-постмодернисты создавали театрализованную среду, для которой были характерны элементы иронии и гротеска. Родоначальником стиля на Западе еще в первой половине 1960-х гг. выступил американский архитектор Роберт Вентури, спроектировавший тогда дом Вэнна Вентури в Честнат-Хилл, штат Пенсильвания, а также зафиксировавший принципы постмодернизма в своих теоретических работах. Крупными мастерами стиля, помимо Вентури, стали Чарльз Мур (Площадь Италии в Новом Орлеане), Рикардо Бофилл (жилой комплекс Лез Эспас д'Абрас в Марн-ла-Валле под Парижем), Ханс Холляйн, Леон Крие, Йо Мен Пей (пирамида Лувра) и др.
В России же локомотивами развития этого направления стали две столицы – Москва и Санкт-Петербург, а также Нижний Новгород, в котором сложилась особая нижегородская архитектурная школа, во главе которой в 1990-е гг. встал и являлся ее лидером до своей трагической гибели в 1999 г. главный архитектор Нижнего Новгорода Александр Евгеньевич Харитонов. В Саратове же архитектурной школы в тот период не сложилось, однако появились свои мастера стиля – Виктор Александрович Аржаной (жилые дома ЖСК «Эталон» (ул. Чернышевского, 160/164) и ЖСК «Людмила» (Обуховский пер., 13/19)), Андрей Евгеньевич Мушта (католический собор свв. Петра и Павла, жилой дом по ул. Вольская, 63/69).