Это было переосмысление наследия европейской готики в рамках новых реалий развития капиталистических отношений, активной индустриализации, становления и развития наций. В ранний период (1830–1860-е гг.) неоготические мотивы вписывались архитекторами в еще вполне классицистические композиции зданий с характерной для них симметрией, что воплотилось, в частности, и в дворовом фасаде дома Шортана–Кожевникова в Саратове. В дальнейшем, в 1870–1910-е гг. композиции стали более раскованными, во множестве появлялись асимметричные решения. Стали шире переосмысляться как наследие «классической» французской, немецкой, английской готики, так и северогерманской кирпичной. Асимметрия композиций в наибольшей степени стала проявляться с наступлением эпохи модерна, примером чему в Саратове является, в частности, здание консерватории.