Музейная площадь
В 1674 году, по царскому указу Алексея Михайловича, Саратов был перенесен с левобережья Волги на место Музейной площади, и здесь стал формироваться его центр. Заложил на этой стороне город полководец Александр Шель ( Alexander Schell), который славился еще и как градостроитель.
В 1689 году в центре площади был заложен Свято-Троицкий собор, в 1722 году его посетил Пётр Первый перед своим персидским походом. Вскоре площадь стала называться Соборной, а с постройкой Александро-Невского собора — Старособорной.
Первостепенно это была деревянная крепость с деревянными сооружениями, выполняющими дозорную функцию. Саратов ставился на двух реках с одной стороны Волга, с другой стороны Тайбалык (Глебовка).
Первые постройки, среди которых были дом воеводы, приказная изба, городской храм, были из дерева. Тут же появились и торговые лавки, а позже базар с обжорным рядом, куда от пристани можно было дойти пешком. Позже этот известный базар был прозван “Пешим” ( Пешка).
Над рыночной площадью сначала возвышалась деревянная Смоленская церковь. В пожар она сгорела и была построена в камне с освящением во имя Рождества Богородицы с приделом Николая Чудотворца. Поэтому в обиходе эту церковь чаще называли “Никольской”. Стояла неподалеку и другая небольшая деревянная церковь — “во имя какое имевшей престол и в каком году построенная неизвестно”. Вот подле этой “безымянной” церквушки и был заложен в 1695 году ныне существующий Троицкий собор – древнейшее из сохранившихся зданий Саратова, выполненное в стиле московского или “нарышкинского” барокко.
В XVIII веке по двум сторонам Рыночного проезда, ставшего продолжением нынешней Тулупной улицы, возвели каменные флигеля в два этажа, в которых размещались торговые лавки: 23 городских и 23 частных, а в особо устроенном деревянном ряду имелось 30 лавок.
В начале XIX века Гостиный двор уже не отвечал новым требованиям ни для подобных помещений, ни вместимостью лавок. В нем помещались уездное казначейство и архивы Присутственных мест.
В конце XVIII - начале XIX века каменные здания начинают довольно быстро вытеснять деревянные строения и завоевывать пространство вокруг бывшей базарной площади. Наступала эпоха классицизма, которая и сформировала великолепный архитектурный ансамбль Гостиной (ныне Музейной) площади.
В 1805 году его разобрали.
Построить вместо ветхих деревянных лавок здание гостиного двора было поручено губернскому архитектору В. И. Суранову. Строительство велось в 1817–1818 годах. Возведенный двухэтажный Гостиный двор представлял собой длинное каре торговых помещений, объединенных обходной наружной галереей. Вытянутое вдоль Московской улицы здание было выдержано в традиционном для подобных построек того периода стиле классицизм и дало городу новые прекрасно обустроенные торговые площади. Со стороны собора комплекс украшал портик с колоннами и треугольным фронтоном. Местные газеты того времени отмечали, что «в этих двухъярусных галереях, уверенно очерченных полуциркульных арках запечатлена целая эпоха».
Первый каменный частный дом на главной городской площади выстроил купец Филипп Васильевич Катенев. Обыватели с изумлением поглядывали на быстро строившийся особняк с восьмиколонным портиком, поднятым на аркаду первого этажа.
Наиболее представительное здание на Музейной площади выстроил М.А. Устинов, бывший винный откупщик, имевший высокий чин в комиссии по снабжению солью государства. Видимо, уязвленный роскошью особняка Филиппа Катенева, Устинов предпринимает ответный шаг.
В слайдере прикреплён рисунок А.Н. Минха датируетя 1853 годом.
К началу XX века центр торговли переместился Верхний базар, располагавший открытым в 1854 году новым гостиным двором. Старое здание гостиного двора решено было снести, а на его месте, по соседству со Свято-Троицким собором в августе 1907 года было торжественно заложено здание управления Рязано-Уральской железной дороги, которое 1 октября 1909 года было торжественно открыто.
В этот период формируется площадь, которая сохранилась практически без изменений до наших дней. В 1931 году площадь переименовывают в Музейную.
В ансамбль музейной площади также входило здание Акимова, которое было разрушено в 1997 году Долгие годы площадь рядом с утраченным домом пустовала и лишь в 2022 году появилось новое общественное пространство,
площадь Петра Первого с которой открывается вид на ансамбль Музейной площади.
Перейдя по кнопкам вы сможете узнать о зданиях, которые расположены на этой площади!