Развитие пароходства на Волге близ Саратова
Конечно пароходство не сразу заняло подобающую им нишу востребованности и окупаемости в предпринимательстве. Но со временем во всех крупных городах России стал строится свой речной флот, и совершенствоваться места для его пребывания. А через 30 лет, в 1846 году первый промышленный плоскодонный пароход от акционерного общества "По Волге" уже совершал рейсы от Рыбинска до Самары. Судно, которое имело очень несуразный внешний вид могло развивать скорость до 4-5 км/час против течения.
До революции основной гаванью для водных судов служили затоны, небольшие заливы, которые были очень удобны для основной стоянки судов и местом их «зимовки».
На берегу находились мастерские для ремонта, а так же конторы и бытовые помещения по эксплуатации. Например, в Саратовском затоне, находился механический завод, который занимался ремонтом судов и оборудования. Но кроме мест постоянной стоянки судов, в Саратове были и свои пристани. Уже в 1851 году в Саратове было семь пристаней. Общества «Самолет» и, «Восточное общество», «Кавказ» и «Меркурий». Они имели свои собственные пристани на берегу Волги. А в 1887 году возникает сообщество "Купеческое пароходство" главная контора которого размещалась на Б.Сергиевской ( Чернышевской).
У предприятия было два небольших судна "Аскольд" и "Олег", которые совершали рейсы в пределах Саратовской области. А через 10 лет у предприятия было 7 судов и плавали они уже до Астрахани и Казани. В 1914 году это был уже настоящий речной флот, который насчитывал 58 пароходов. Общество было реорганизовано в "Волжско Камское коммерческое пароходство". Чуть позже, в самом конце статьи я расскажу занимательную историю о собственнике этого предприятия Репине П.М.
К середине позапрошлого века все пристани были земляные. Поэтому в районе их нахождения было не всегда опрятно. Мусор, грязь, зловоние. Зато на берегу неподалеку было много трактиров и притонов. Поэтому губернатор Косич А.И, который заступил на свой пост в 1887 году внес предложение о создании особой береговой комиссии по исправлению ситуации. Первый проект организовать работу Саратовских пристаней был составлен в 1887 году инженером Садовским.
Участок для обустройства определялся местом между Армянской (Волжской) улицей и Николаевским (окончание улицы Никольской,Радищева) взвозом. Взвоз это спуск к реке после завершения улицы, которая находится рядом с рекой. По моему не в одном городе, такие пологие спуски к рекам, больше нигде, кроме нашего города, не называют так. Место для мастерских с помещениями для рабочих, обслуживающих пристани и необходимые для перевоза определили в Затоне. Береговые участки Волги между Воздвиженским и Армянским взвозом. А так же между Никольским (продолжение ул Никольской (Радищева, начинался от Б. Сергиевской) и Провиантскими взвозами были предназначены только для судоходства. Для выгрузке и погрузки нефти и керосина выделялся участок от 3 Дегтярного проезда и ниже по течению реки. А для выгрузки и погрузки скота разрешалось использовать участок по левую сторону Дегтярной площади. Между Саратовом и вторым по величине городом области Покровском (город Энгельс) была переправа. Переправа до этого города осуществлялась с места, которое находилось между Троицким и Московским взвозами. Конечно со временем расположения и предназначения мест менялось.
В 1914 году Саратов занимал 4 место по грузообороту в России. Но с 1914 года оборот грузоперевозок стал постепенно падать, а после 1917 года совсем упал. Такие наступили времена перемен. Наступил 1917 год.
Материал взят В.Н. Семенов и Н.Н. Семенов "Саратов купеческий"