Архитектура советского авангарда. После Октябрьского переворота 1917 г. в качестве доминирующего стилевого направления в нарождавшемся советском искусстве и в том числе в архитектуре начал утверждаться авангард. Его истоками были левые течения изобразительного искусства: импрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм, а также символизм и экспрессионизм. Эксперименты левых художников привели от беспредметной абстрактной живописи к выходу в сферу пространственного искусства — архитектуру. Лидеры архитектурного авангарда стремились к созданию новой художественно-композиционной системы, новой объёмно-пространственной урбанизированной среды. Их поиски вели к изобретению нового интернационального, всеобщего стиля, для которого были характерны монументальность и простота, а новые формы должны были соответствовать новой индустриальной эпохе.
Наиболее известным течением архитектуры советского авангарда является конструктивизм (ведущие деятели которого – М.Я. Гинзбург, братья Веснины, братья Голосовы, А.К. Буров, М.О. Барщ и др. – входили в Объединение современных архитекторов (ОСА), образованное в 1925 г.). Но помимо него существовал рационализм (представленный Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА; в нее входили Н.А. Ладовский, В.Ф. Кринский, Л.М. Лисицкий, художники А.М. Родченко, Б.Д. Королев и др.), образованной в 1923 г., и Объединением архитекторов-урбанистов (АРУ), отмежевавшимся в 1928 г. от АСНОВА, во главе с Н.А. Ладовским, Д.Ф. Фридманом, А.И. Зазерским, В.А. Лавровым), а также супрематизм, символический романтизм и другие течения. Важную роль в становлении архитекторов нового поколения играл ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), реогранизованный в 1926 г. во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). СССР эпохи авангарда наряду с Германией, Францией и Нидерландами стал центром формирования нового глобального стилевого направления. В этот период в конкурсном и реальном проектировании в СССР участвовали многие известные иностранные архитекторы, в том числе такой мэтр, как Ле Корбюзье.
Особо следует отметить независимого мастера и лидера советского авангарда, хотя и вступившего в АСНОВА – К.С. Мельникова.
Ключевым отличием двух магистральных течений – конструктивизма и рационализма – стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия.
Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
В Саратове произведений архитектуры советского авангарда довольно мало. Самым известным из них является дом-коммуна с детским садом во дворе, строившаяся изначально РЖСКТ (рабочим жилищно-строительным кооперативным товариществом) «Рабочий», а затем – заводом комбайнов (будущим авиационным заводом) (ул. Провиантская, 7, 1930–1934, архитекторы С.А. Лисагор, Е.М. Попов). Яркими произведениями стиля также являются жилые секции СХИ (квартал Аэропорт СХИ 1, 2, 3, 4); застройка 1-го жилучастка завода комбайнов (жилые дома частично утрачены), в том числе здание фабрики-кухни, универмага, детского сада и яслей; главное здание НИИСХ Юго-Востока; жилые дома НИИСХ Юго-Востока; жилой дом «Новый быт» (просп. Столыпина, 48, архитектор П.В. Гофман).