Период от запуска конки до появления электрического трамвая
30 апреля 1887 года в Саратове был открыта первая конка, это можно назвать датой запуска первого общественного транспорта в Саратове! Но это был технический запуск.
На Пасху, 1 мая 1887 года, в Саратове официально открылась грузопассажирская конно-железная дорога. Действовала она на основе договора городских властей и частных лиц, рассчитанного на 40 лет, об исключительном праве эксплуатации линий, но уже в 1902 году компания «Ленц и Ко» неофициально начала переговоры с властями об устройстве трамвая по параллельным конке путям.
Договор на постройку линий конно-железной дороги был заключён 25 декабря 1885 года между Городской управой и частным лицом -Леонидом Блюммером. В Саратове он начал издавать газету «Волга» и занялся предпринимательской деятельностью.
В 1885 году он основал акционерное общество и заключил концессионный договор с саратовской городской управой о создании в Саратове конки. Согласно условиям договора, в течение трёх лет надлежало выстроить до 20 вёрст рельсового пути (8 линий), устроить конно-вагонный парк с конюшнями, сараями и мастерскими, два жилых дома: «жилой дом для кучеров, конюхов, сторожей и рабочих.
Господин Блюммер получал исключительные права на эксплуатацию конно-железной дороги в Саратове в течение 40 лет, после чего был обязан отдать всю систему в пользование города. До этого момента были назначены ежегодные платежи в городской бюджет: за первые десять лет — 1000 рублей, вторые — 1500 рублей, третьи — 2000 рублей, и в четвёртое десятилетие — 2500 рублей. Нужно отметить, что предприниматель не прогадал, ведь годовая прибыль от эксплуатации конки в следующие годы составляла от 35 до 50 тысяч рублей.
Первоначально сеть состояла из двух линий: от железнодорожного вокзала по Московской улице до Старособорной (ныне — Музейной) площади и по Большой Сергиевской улице (ныне — улице Чернышевского) от Московской до Александровской (Горького).
На конечных станциях лошадей кормили и поили. На подъёмах в гору дежурили мальчики «форейторы», которые подпрягали дополнительных лошадей к тем двум, что тянули вагон. А после подъёма, распрягали их и вели в следующему вагону, движение конки было левосторонним.
Впоследствии количество линий конки увеличилось. Были открыты маршруты по Ильинской (ныне — Чапаева) улице, по Астраханской улице до товарной железнодорожной станции (ныне — станция Саратов-II), по Никольской (Радищева) от Московской улицы до Константиновской (Советской) и далее по Константиновской до Народного театра (нынешнего Саратовского драмтеатра им. Слонова).
В 1888 году умирает основатель и владелец конки Леонид Петрович Блюммер, и всё хозяйство переходит на баланс акционерного общества.
В 1900 году Саратовская городская управа и бельгийское АО «Взаимная компания трамваев» заключили соглашение на постройку в Саратове электростанции, устройство трамвая и освещения. Бельгийцы получили в свое распоряжение линии конки и, проведя необходимые преобразования на ней, 6 октября 1908 г. открыли трамвайное движение.
Комплекс зданий Бельгийского общества устройства трамваев и электрического освещения был построен в 1887-1908 годах. Авторами проектов стали архитекторы М.Г. Зацепин и Ю.Н. Терликов. В ансамбль входят здания постройки 1908 года: склад, дизельная электростанция и управление, депо, кузница, вагонные мастерские, здание мастерских, здания 1887 года постройки: здание больницы и общежития, контора и квартира управляющего.
Первой линией по которой пошёл электрический трамвай была Немецкая линия по улице Немецкой, произошло это в 1908 году.
Одна из девяти дореволюционных линий (Дачная), шедшая на северо-запад, отображена и в нынешней топонимике города — микрорайоны, расположенные вдоль нее, носят названия, происходящие от трамвайных остановок — 1-я Дачная, 2-я Дачная и т. д. до 11-й Дачной. Маршруты именовались по названиям улиц или направлению движения. Так, через нынешнюю улицу Волжскую проходила Немецкая линия – с берега Волги (от Бабушкина взвоза) до Ильинской улицы и от Вольской до железнодорожного вокзала.