Экле́ктика (эклектизм; от греч. ἐκλεκτικός – выбирающий), направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве середины 19 – начала 20 вв., основанное на соединении элементов разных художественных стилей в одном произведении. Понятие часто используется как синоним термина «историзм», так как оба направления возникли в 1830-х гг. в связи с распадом эстетической системы классицизма и характеризовались стремлением архитекторов к интерпретации всей палитры образцов зодчества прошлого: как античного или антикизирующего, так и неклассического. Но, в отличие от историзма, основной целью которого было точное воспроизведение наследия предшествующих эпох и стилевое единство в рамках одного проекта, эклектика имела своей целью создание принципиально нового архитектурного языка путём комбинирования приёмов, заимствованных из двух или более стилей прошлых веков.Выбор стилевых компонентов при этом определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки. Так, церковь Сент-Огюстен в Париже (1860–1871, архитектор В. Бальтар) сочетает в себе элементы готического, романского, византийского и ренессансного культового зодчества.Элементы метода эклектики присутствуют в архитектуре разных эпох начиная с эллинизма, но заимствование чужеродных декоративных мотивов всегда подчинялось правилам господствующего стиля. Так, неоготика, приобретшая популярность в эпоху классицизма, предполагала в тот период использование готических декоративных мотивов при сохранении характерных для классицизма симметрии фасада и принципов планировки здания (Царицыно). Но отказ от антикизирующей традиции и связанной с ней системы правил привёл к большей творческой свободе архитекторов, в том числе в поисках нового, отвечающего требованиям времени стиля.Важную роль в развитии и распространении эклектики сыграла Национальная и специальная школа изящных искусств в Париже. В отличие от строгих канонов архитектуры классицизма, которым отдавалось предпочтение в парижской Академии изящных искусств, преподаватели Школы предлагали ученикам более широкий спектр образцов. Мотивы французского классицизма сочетались с элементами Ренессанса, готики и итальянского барокко, важным принципом было также использование новых технических приёмов – металлических несущих конструкций, сплошного остекления.Упадок эклектики связан с распространением в 1890-х гг. стиля модерн, предложившего иные принципы интерпретации и сочетания мотивов архитектурного наследия.
В широком смысле термин «эклектика» обозначает соединение разнородных художественных элементов как творческий приём.