Для него характерны, помимо традиционных классических элементов, башенные ступенчатые композиции, декларирующие строгую иерархичность общества в сталинском СССР, использование элементов и построений архитектуры различных народов, населявших СССР, зачастую мегаломания. Квинтэссенцией стиля можно считать 7 знаменитых сталинских высоток в Москве, архитектура которых была позаимствована у небоскребов США 1910-х гг., но в то же время напоминает своим построением зиккураты Древнего Вавилона, а также ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в Москве, реконструированной из довоенной ВСХВ в 1948–1954 гг. и впоследствии ставшей Выставкой достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). В последней особенно отразилась эклектичность этой архитектуры – помимо чисто ампирных сооружений на ней имеются павильоны национальных республик в переработанной стилистике архитектуры Закавказья, Средней Азии (павильоны Армении, Азербайджана, Казахстана). В архитектуре павильона Молдовы были использованы мотивы традиционного молдавского ковра. В оформлении павильона «Табак» широко использованы мотивы русского узорочья. Также в стилистике сталинского ампира застраивались в ходе послевоенного восстановления разрушенные города, в том числе Сталинград (Царицын, ныне Волгоград).
В Саратове мастерами сталинского ампира стали такие архитекторы, как Тарас Григорьевич Ботяновский, Николай Яковлевич Богачевский, Эдуард Максимович Петрушко, Борис Павлович Рогов.